В соответствии с директивой ГШКА от 21.09.43 года полк в полном составе.....

Становление - Стр.2


В соответствии с директивой ГШКА от 21.09.43 года полк в полном составе с парками ТМП и СП-19 переходит в оперативное подчинение Юго-Западного фронта, всё остальное не штатное имущество передаёт 2-й понтонно-мостовой бригаде и четырьмя эшелонами убывает на станцию Чаплино, где поступает в распоряжение начальника инжвойск Юго-Западного фронта, от которого получает задачу на дальнейшей маршрут.

         И вновь начались железнодорожные переезды по прифронтовым дорогам с постоянной опасностью воздушных налётов и неоднократным воздействием со стороны авиации противника. Трудно было разобраться в неоднократных и разноречивых или запоздалых распоряжений поступающих командиру полка, в то время, когда все четыре эшелона находятся в различных местах, зачастую неизвестных командованию полка.

         Так на станции Ульяновка поступило распоряжение разгрузиться , парк СП-19 с платформ не снимать. Следующее распоряжение – «Полк передаётся временно в распоряжение Степного фронта». В районе перегона Харьков- Мерефа, новое распоряжение – «Эшелон с парком ТМП и имуществом полка сосредоточить в районе Полтавы, а эшелон с парком СП-19 оставить на перегоне Харьков-Мерефа, и тому подобное без указаний конкретных целей полка.    

         И, наконец, 2 –го ноября, после более чем месячных мытарств по железнодорожным путям, один батальон с парком ТМП был разгружен и поступил в оперативное подчинение первой понтонно-мостовой бригады с задачей переброски имущества парка на автотранспорте на реку Днепр юго-западнее села Ульяновка, где нужно было собрать мостовые паромы под грузы 30 тонн на 60 погонных метров в две ленты движения с последующим их вводом в линию моста.

         Эшелон с парком СП-19 стал под разгрузку на станции Кременчуг. Разгрузка парка проводилась в зоне досягаемости артогня противника находившегося на правом берегу реки Днепр.

        Личный состав первого батальона приступил к выполнению полученного задания и, не смотря на начавшийся артобстрел, производил работы по подготовке к спуску катеров и ферм с платформы на реку. За время работ по изготовлению эстакад для разгрузки парка место работ неоднократно подвергалось артобстрелу, появились первые потери. Одним близко разорвавшимся снарядом был ранен понтонёр Паньков.     

         Отвыкшие от боевой обстановки, бойцы первого батальона, в основном участники боёв под Сталинградом, первое время стушевались, работы прекратились, люди начали искать укрытия, но командиры рот капитан Тумасьев Николай Иванович, старший лейтенант Богданов Александр Васильевич, командиры взводов старший лейтенант Радчик Исак Соломонович, лейтенант Подгорнов Николай Павлович не ушли с места работ. Их примеру последовали командир отделения коммунист сержант Копылов Арсений Иванович и сержант Марков.  За ними все понтонёры вновь приступили к выполнению задания. Во второй половине дня противник, хорошо пристрелявшись, нанёс массированный артналёт по месту работ. В результате были убиты командир роты Богданов А.В. и сержант Копылов А.И. и ранены командир отделения сержант Марков и рядовые Кузин, Панкратов и Новиков. Но и  после артналёта работа продолжалась с неослабным упорством и бесстрашием.

         Но, к концу дня получено распоряжение, что весь полк с парком СП-19 переадресовывается в район города Днепропетровска. Работы по разгрузке парка были прекращены, всё вновь погружено на платформы и эшелон двинулся к новому месту назначения.

         С восьмого по одиннадцатое ноября эшелоны начали прибывать на станцию Днепропетровск пристань Амур, где имущество разгружалось с помощью железнодорожных кранов и спускалось на воду в реку Днепр.

         Двенадцатого ноября сюда прибывает эшелон с парком ТМП. Весь полк поступил в оперативное подчинение командира 2-го тяжёлого моторизованного понтонно-мостового полка для совместной наводки тяжёлого понтонного моста из парков СП-19 под железнодорожные грузы в районе Днепропетровск – Нижнеднепровск 150-и метрах выше разрушенного двухъярусного железнодорожного моста.

         Общее руководство наводкой моста возглавлял генерал- инспектор Начальника Инженерных войск Красной Армии генерал-майор Новиков.

         Впервые, за время Отечественной войны, в практике понтонных частей за 11 часов был наведён наплавной мост под железнодорожные грузы.

         Работы проводились в исключительно тяжёлых условиях под непрерывным воздействием авиации противника с перетаскиванием вручную тяжёлых катеров и ферм  по грунту и льду уже почти полностью замёршей реки.

         Имуществом парка СП-19 первого понтонного полка было перекрыто 170 метров водного пространства реки Днепр и по наведённому мосту в 19:00 13 ноября прошёл первый железнодорожный эшелон с боеприпасами и продовольствием для войск 2-го и 3-го Украинских фронтов, ведущих великую битву за освобождение Украинской земли от немецко-фашистских захватчиков.

         Залогом успешной наводки моста явилась проведённая огромная работа среди личного состава партийно-политическим аппаратом. Перед коммунистами и комсомольцами была поставлена задача на отлично владения техникой, быть примером при выполнении поставленной задачи, с чем они успешно справились.

         Начальники паромов СП-19 коммунисты Павлов, Яматин, Малышкин, Краюшкин и другие, наряду с личным знаниями техники парка и приёмов работы с ним, сумели добиться высокой сколоченности и сработанности расчётов понтонёров, показали при сборке паромов и наводке моста образцы боевой выучки, мужества и стойкости в моменты налётов вражеской авиации.

         К восемнадцатому ноября силами второго понтонного батальона полка был наведён наплавной мост из парка ТМП под грузы 50 тонн через левый рукав затона реки Днепр в две ленты движения длиной 95 метров и проложена дорога  от этого моста на железнодорожный мост.

         Это был временный вариант переправы автогужевого транспорта, после чего второй батальон и весь личный состав полка, свободный от содержания наплавных мостов, приступил к строительству деревянного балочного моста через реку Днепр под грузы 60 тонн.

         Железнодорожный наплавной мост 25 ноября посетил Народный комиссар пищевой промышленности Анастас Иванович Микоян с представителями штаба фронта. Четыре правительственные автомашины остановились на мосту и А. И. Микоян с представителями штаба фронта, осмотрев мост, дали высокую оценку работе понтонёров.

         Противник, вероятно, также со своей стороны оценил работу понтонёров и неоднократно пытался сорвать наводку, содержание и строительство мостов.