Формирование первого понтонного полка резерва Главка

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ

 

         К осени 1942 года наступил решающий этап подготовки коренного перелома в развитии событий на фронтах Отечественной войны.

        Одной из важнейших предпосылок, обеспечивших Красной Армии возможность перехода в контрнаступление под Сталинградом и впоследствии на других участках советско-германского фронта, явилась крупнейшая военно-экономическая победа советского народа в тылу, обеспечившая ликвидацию превосходства гитлеровской Германии в военной техники.    

         Ещё к середине 1942 года закончилось перебазирование промышленных предприятий в тыловые районы и в основном завершён перевод всей промышленности на военные рельсы. К этому времени Советский Союз стал выпускать важнейших видов вооружения больше чем Германия.

         Так к концу года было выпущено: самолётов - 25,5 тысячи, артиллерийских орудий калибра - 76 тысяч и выше - 29,5 тысяч и танков - 24,7 тысяч.

         Выпуск средних танков Т-34 вырос почти вдвое, а лёгких Т-70 почти в пять раз. Огромное значение имело резкое возрастание мощи советской артиллерии. Промышленность поставляла фронту всё более совершенные  и в большем количестве образцы военной техники, на базе которой формировались новые танковые корпуса и танковые армии смешанного состава, которые в предстоящих наступательных операциях, естественно, потребовали бы обеспечения беспрепятственного продвижения через крупные водные преграды.

         В продвижении дальнейшего развития начавшегося наступления под Сталинградом и предстоящего форсирования крупных рек, как Дон, Днепр, Днестр, решением Ставки Верховного Главного Командования из отдельных понтонно-мостовых батальонов РВГК, входящих в состав фронтовых инженерных войск началось формирование более крупных понтонных частей (полков) и соединений (бригад).

         Развивая наступление, начавшееся 19 ноября 1942 года, войска Юго-западного фронта во взаимодействии с войсками Сталинградского фронта, завершив окружение 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса, вышли на рубеж : Нижне-Крывский, Астахов, Чернышевская, Обливская, Суровикино, Верне-Чирский, Ильмень-Чирский, Нижне-Кумский, ст. Абганерово, во второй декаде декабря вели упорные бои с танковыми и механизированными соединениями Манштейна-Готта, пытавшихся деблокировать окружённую группировку в районе Сталинграда.

Войска Сталинградского и Донского фронтов с каждым днём всё сильнее сжимали кольцо окружения и накапливали силы для расчленения и окончательного уничтожения окружённых войск противника.

         На правый берег реки Волга в районе города Сталинграда поступали всё новые и свежие силы. Положение с обеспечением переправы войск  в город значительно улучшилось по сравнению с октябрём-ноябрём месяцами. Во- первых: морозы почти полностью сковали льдом реку Волгу и переправа живой силы и лёгких грузов, а также эвакуация раненых не требовала  особых переправочных средств; во вторых: в связи с сокращением кольца окружения, ряд пунктов переправ вышли из зоны непосредственного наблюдения  и артиллерийско-миномётного обстрела противником; в-третьих: артиллерия и авиация противника в зоне окружения испытывала резкий недостаток боеприпасов, что также ограничивало их активность воздействия по переправам.

         Однако для переправы танков и других тяжёлых грузов необходимы были переправочные средства высокой грузоподъёмности способные преодолевать реку в условиях ледостава. Для этой цели использовались плавсредства Волжского пароходства и бронекатера Военной Волжской флотилии. Понтонные части с табельным имуществом Н-2-П, ТМП и СП-19 не в состоянии были использовать свою технику в условиях ледостава. В их числе 160-й отдельный тяжёлый понтонно-мостовой батальон, находившийся в оперативном подчинении 62 армии, потеряв в предыдущих переправах большую часть катеров С-25 тяжёлого парка СП-19, был выведен из районов переправ с задачей извлечения затопленного переправочного имущества и его восстановления.

         В конце декабря 1942 года на основании приказа начальника инженерных войск Сталинградского фронта на базе 160-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона началось формирование Первого отдельного моторизованного тяжёлого понтонно-мостового полка резерва Верховного Главнокомандования.